Вне всякого сомнения высокая частота обновления способствует достижению высокой результативности в активных играх. Не лишним для игроков будет и режим с улучшенной различимостью объектов, а также экранное перекрестие прицела. Все это присутствует в случае ЖК-монитора ViewSonic VG2401mh, обзор которого мы представляем нашим читателям.
Тип матрицы | TN со светодиодной (WLED) подсветкой |
Диагональ | >61 см (24 дюйма) |
Отношение сторон | 16:9 (531,36×298,89 мм) |
Разрешение | 1920×1080 пикселей (Full HD) |
Шаг пикселей | 0,27675 мм |
Яркость | 350 кд/м² |
Контрастность | Статическая 1000:1, динамическая 30 000 000 : 1 |
Углы обзора | 170° (гор.) и 160° (верт.) |
Время отклика | 1 мс от серого к серому — GTG |
Количество отображаемых цветов | 16,7 млн (8 бит) |
Интерфейсы |
|
Совместимые видеосигналы | HDMI — до 1920×1080/120 Гц DVI-D — до 1920×1080/144 Гц DisplayPort — до 1920×1080/144 Гц |
Акустическая система | Встроенные громкоговорители, 2×3 Вт |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 568,2×335,7×51,2 мм без подставки 568,2×529,7×217,9 мм с подставкой |
Масса | 3,45 кг без подставки 6,45 кг с подставкой |
Потребляемая мощность | 37 Вт типично, не более 0,5 Вт в режиме ожидания |
Напряжение питания | 100—240 В, 50/60 Гц |
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой) |
|
Ссылка на сайт производителя | www.viewsoniceurope.com/ru |
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет | 24405 руб. (27) |
Дизайн строгий, для игрового монитора даже излишне строгий, с черными матовыми пластиковыми панелями корпуса и подставки. Из явных декоративных элементов — только полоска из красного пластика на стойке спереди и сзади. Внешняя поверхность матрицы черная, матовая, и относительно жесткая. Справа внизу на фронтальной рамке блока экрана нанесены метки кнопок.
Сами кнопки сенсорные и расположены, видимо примерно под значками. Крохотный глазок индикатора состояния находится в ряду кнопок перед кнопкой питания. В темноте пользоваться кнопками не очень удобно, так как значки не подсвечиваются. Все четыре видеовхода и разъем питания расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз. Все интерфейсные разъемы и разъем питания расположены на торцах выступа сзади. Вход и выходы концентратора USB, а также аудиовход и выход на наушники находятся во второй нише на задней панели и ориентированы вбок к левому краю монитора. Подключать наушники и устройства к этим разъемам относительно удобно и провода от них не будут мешаться справа, там где обычно размещаются коврик и мышка. Подключать остальные кабели к монитору тоже относительно удобно, особенно при перевороте блока экрана в портретную ориентацию. Кроме того, на задней панели можно обнаружить разъем для кенсингтонского замка.
Вентиляционные решетки расположены на нижнем и верхнем торце выступа на задней панели. За верхней решеткой можно разглядеть два небольших громкоговорителя овальной формы в собственных миниатюрных акустических боксах. Штатная подставка позволяет блок экрана немного наклонить вперед, отклонить назад, приподнять, перевернуть в портретную ориентацию и повернуть вправо-влево.
Основание подставки относительно большое по площади, но оно плоское, что повышает эффективность использования рабочей площади стола. Монитор стоит на подставке очень устойчиво. Конструкция подставки достаточно жесткая. Снизу ее основание усилено профильной пластиной из толстой стали. Собственно все несущие элементы также металлические, в основном из штампованной стали. Стойка имеет фиксированную высоту, но подпираемый пружиной механизм с рельсовым шариковым подшипником обеспечивает вертикальное перемещение шарнира, на который крепится блок экрана. В итоге легким движением руки экран можно установить на нужную высоту. В нижнем положении шарнир фиксируется проволочной чекой, вставляемой в отверстие на стойке. Это облегчает транспортировку и упаковку монитора в коробку. Вокруг вертикальной оси монитор вращается вместе с подставкой на закрепленном снизу на основании подставки диске из «скользкого» пластика, по периметру которого наклеены резиновые накладки, предотвращающие скольжение монитора на гладких поверхностях. Снизу на само основание по углам наклеены накладки из волокнистого материала, что облегчает поворот монитора и предохраняет поверхность стола от царапин.
Такое устройство поворотной части фактически уменьшает число шарнирных сочленений и увеличивает общую жесткость конструкции. При необходимости подставку можно отсоединить и закрепить блок экрана на VESA-совместимом кронштейне (площадка 100 на 100 мм).
Продается монитор в не очень большой скромно оформленной коробке с пластиковой ручкой сверху, но надежны на нее лучше не возлагать, так как гофрированный картон коробки очень тонкий и мягкий, в итоге ластиковая ручка вырывается с мясом. Лучше заранее позаботится о багажных ремнях, или сразу сделать традиционную ручку из клейкой ленты.
Монитор оснащен четырьмя видеовходами: DisplayPort, DVI-D и парой HDMI. Источник сигнала можно выбирать вручную в основном или в быстром меню, также есть и автоматический поиск активного подключения.
Входы HDMI и DisplayPort способны принимать цифровые аудиосигналы (только PCM стерео), которые выводятся после преобразования в аналоговый вид на встроенные громкоговорители и через гнездо миниджек 3,5 мм. К этому гнезду можно подключить внешнюю активную акустическую систему или наушники. При работе от других видеовходов звук в аналоговом виде можно завести через второй разъем миниджек 3,5 мм. Встроенные громкоговорители звучат согласно их размерам и акустическому окружению — относительно громко, без низких частот вообще, с заметными паразитными резонансами на некоторых частотах и со слабо выраженным стереофоническим эффектом. Мощности выхода на наушники хватило, чтобы в 32-омных наушниках с чувствительностью 112 дБ громкость была достаточной, и даже с небольшим запасом. Качество звука в наушниках в принципе неплохое — звук относительно чистый, воспроизводятся все частоты, в паузах шума не слышно.
Индикатор питания при работе неярко светится синим (можно отключить в меню), в режиме ожидания — оранжевым и не горит, если монитор условно выключен. Если монитор в рабочем режиме и на экране нет меню, то первая (слева направо) кнопка выводит меню установок, вторая — включает/отключает вывод перекрестия прицела в центре экрана, третья — включает/отключает игровой режим, четвертая — переключает входы, пятая — выключает монитор. Меню достаточно крупное.
В нижней части меню выводится контекстная подсказка по функциям номерных кнопок. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Можно включить прозрачность фона, установить тайм-аут автоматического выхода из меню. Также меню можно передвинуть по горизонтали и по вертикали. Присутствует таймер на выключение, и, видимо, режим автоматического отключения по истечении некоторого времени отсутствия сигнала. Запоминается пункт верхнего уровня, к которому предыдущий раз обращался пользователь. Можно заблокировать меню и/или кнопку питания. Есть русская версия экранного меню.
Кириллический шрифт меню без засечек и более-менее читаем. Качество перевода надписей в меню на русский язык невысокое. CD-ROM в комплекте поставки мы не обнаружили, но русскоязычную версию руководства пользователя в виде PDF-файла можно загрузить с сайта компании. Качество перевода руководства на русский язык низкое. Знающим английский лучше обращаться к соответствующей версии руководства, на первый взгляд ошибок в нем меньше.
Из дополнительных функций присутствует возможность вывести в центре экрана перекрестие прицела, что иногда может быть полезным.
Есть настройки Яркость, Контрастность и Резкость.
Отдельно включается динамическое управление яркостью (яркость повышается для светлых сцен и понижается для темных). Кнопкой включается игровой режим, в котором немного повышена контрастность и контурная резкость. На странице Настройка цветов можно выбрать один из предустановленных профилей цветовой температуры или самому отрегулировать усиление красного, зеленого и синего цветов.
Параметр Время отклика отвечает за режимы разгона матрицы. Режим Eco — принудительное уменьшение яркости, а Синий светофильтр — параметр, влияющий на интенсивность синей компоненты. И то и другое можно сделать и с помощью настроек яркости и цветового баланса, но с маркетинговой точки зрения правильно выделить в специальные функции. Хотя, может так и удобнее (а главное понятнее) с точки зрения простого пользователя.
Режимов геометрической трансформации два: Во весь экран — изображение растягивается на весь экран и 4:3 — вывод в указанном формате с растяжением до горизонтальных границ экрана. Есть режим Заполнение экрана, в котором картинка немного увеличивается так, что по периметру выходит за границы области отображения.
Заявлено, что при HDMI-подключении поддерживается разрешение до 1920 на 1080 пикселей при 120 кадр/с включительно. В случае DVI-D и DisplayPort и при таком же максимальном разрешении частота может быть повышена до 144 Гц. Однако в случае нашей видеокартыNvidia Quadro 4000 мы получили 60 Гц при HDMI-, 144 Гц при DVI-D- и 100 Гц при DisplayPort-подключении. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920 на 1080 пикселей яркостная и цветовая четкости максимально возможные, однако создается впечатление, что присутствует легкое, но не убираемое дополнительное подчеркивание контуров объектов. Также в случае HDMI-подключения и RGB-сигнала уровень черного был завышен, в случае цветоразностного сигнала с уровнем черного все было в порядке.
Кинотеатральные режимы работы мы тестировали с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50 и 60 кадр/с. В случае чересстрочных сигналов картинка просто выводится по полям. 1080p при 24 кадр/с поддерживается, но кадры в этом режиме выводятся с отношением длительности как 2:3. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях. Яркостная и цветовая четкости очень высокие и определяются только разрешением входного сигнала. В режиме 1080p картинка выводится 1:1 без какой-либо интерполяции.
«Кристаллический» эффект выражен настолько слабо, что можно признать его отсутствие, есть только незначительная вариация яркости и цветового тона в масштабе соседних пикселей. Матовость поверхности матрицы позволяет работать с комфортом в случае типичного варианта расположения монитора, пользователя и светильников в помещении.
Четкое изображение структуры пикселей из-за матовой поверхности получить не удается, впрочем, в случае TN никакой структуры и не должно быть:
Фокусировка на поверхности экрана выявила хаотично расположенные микродефекты поверхности, отвечающие собственно за матовые свойства:
Зерно этих дефектов в несколько раз меньше размеров субпикселей (масштаб двух приведенных выше фотографий одинаковый), поэтому фокусировка на микродефектах и «перескок» фокуса по субпикселям при изменении угла зрения выражены слабо, из-за этого нет и «кристаллического» эффекта.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме sRGB. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
Рост прироста яркости в целом равномерный, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, даже в самой темной области:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,15, что не существенно ниже стандартного значения 2,2. При этом аппроксимирующая показательная функция очень мало отклоняется от реальной гамма-кривой:
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват очень близок к sRGB:
Поэтому визуально цвета на этом мониторе имеют естественную насыщенность. Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):
Такой спектр с относительно узким пиком синего и с широкими горбами зеленого и красного цветов характерен для мониторов, в которых используется белая светодиодная подсветка с синим излучателем и желтым люминофором.
Цветопередача даже при выборе предустановленного профиля sRGB немного отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную скорректировать цвета, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиляsRGB и после ручной коррекции:
Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Ручная коррекция несколько улучшила цветопередачу, цветовая температура в среднем стала ближе к 6500 К, и ΔE существенно уменьшилась. Отметим, что для большинства вариантов использования этого монитора качество цветопередачи будет достаточно хорошим в варианте «из коробки», особенно учитывая специфику матрицы TN.
Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках (режим с отключенной коррекцией).
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
мин., % | макс., % | ||
Яркость черного поля | 0,44 кд/м² | −11 | 22 |
Яркость белого поля | 394 кд/м² | −8,7 | 7,9 |
Контрастность | 900:1 | −18 | 7,9 |
Равномерность белого хорошая, а черного, и как следствие, контрастности — немного хуже. Контрастность для данного типа матриц довольно высокая. Визуально черное поле равномерное на большей части площади экрана и только вдоль границ в узкой области яркость местами слегка повышается. Фотография ниже это демонстрирует:
При включении режима с динамической подстройкой яркости установившаяся контрастность формально возрастает до бесконечности, так как на черном поле во весь экран подсветка выключается (но курсора мыши достаточно для ее включения). График ниже показывает, как увеличивается яркость (вертикальная ось) при переключении с черного поля (после его вывода в течение 5 секунд) на белое при выключенной и включенной динамической подстройки яркости:
Видно, что яркость подсветки слегка ступенчато и в среднем почти линейно повышается до максимального значения. Практической пользы от этой функции мало, но производитель может указать огромное значение контрастности в характеристиках.
Яркость белого поля в центре экрана и потребляемая от сети мощность:
Значение настройки Яркость | Яркость, кд/м² | Потребление электроэнергии, Вт |
100 | 412 | 35,8 |
50 | 256 | 26,3 |
0 | 86 | 17,5 |
0 + Eco = Оптимизировать | 66 | 16,6 |
0 + Eco = Сохранять | 46 | 15,8 |
В режиме ожидания и в условно выключенном состоянии монитор потребляет порядка 0,3-0,4 Вт.
Яркость монитора меняется именно яркостью подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в очень темном помещении.
На любом уровне яркости модуляция подсветки минимальная, что исключает видимое мерцание экрана. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени при различных значениях настройки Яркость:
Остаточная модуляция если и есть, то с очень небольшой амплитудой и с очень высокой частотой в 18 кГц.
Время отклика зависит от значения настройки Время отклика, которая управляет разгоном матрицы. Ступени регулировки три. График ниже показывает, как меняется время включения и выключения при переходе черный-белый-черный (столбики вкл. и выкл.), а также среднее суммарное время для переходов между полутонами (столбики GTG):
У нас получилось некоторое расхождение между названиями режимов и фактическим значением времени отклика. Для иллюстрации ниже приведены графики полутонового перехода между оттенками 40% и 60% и обратно при различных значениях настройки Время отклика (по вертикали — яркость, по горизонтали — время, для наглядности графики выстроены последовательно):
По факту даже при максимальном разгоне артефакты заметны мало.
Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. При этом в итоговое значение не включалась неизвестная фиксированная величина задержки от запроса на переключения страниц видеобуфера до запуска АЦП с внешним фотодатчиком, установленным в центре экрана монитора, а также некая постоянна/переменная задержка, обусловленная тем, что ОС Windows не является системой реального времени с нормированными задержками и особенностями работы видеокарты, ее драйвера и Microsoft DirectX. В итоге задержка вывода изображения составила порядка 12 мс в режиме 1920 на 1080 пикселей и 144 Гц кадровой частоты и по мере уменьшения кадровой частоты задержка увеличивалась до 24 мс при 60 Гц. Даже для динамичных игр задержка (полная!) достаточно мала.
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях.
В вертикальной плоскости |
В горизонтальной плоскости |
По диагонали |
Яркость черного поля в процентах от максимальной яркости белого поля |
Контрастность |
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
Вертикальное | −30/32 |
Горизонтальное | −45/45 |
Диагональное | −37/40 |
Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном и диагональном направлении, при этом графики яркости полутонов не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При небольшом отклонении вниз инвертируются темные оттенки, при большом отклонении вверх инвертируются светлые. Контрастность в диапазоне углов ±82° приближается к отметке 10:1, и опускается ниже только при отклонении вниз на 74° и более.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3.
Из графиков следует, только при отклонении вверх хотя бы основные цвета не сильно изменяются в оттенке. Вообще, значительный сдвиг большинства оттенков является наряду с инвертированием яркости полутонов характерной особенностью матриц типа TN.
ЖК-монитор ViewSonic VG2401mh — это практичный игровой монитор, имеющий все самые необходимые функции, способствующие эффективной игре в самые динамичные игры. Разумеется, в свободное от игр время его можно использовать для выполнения типичных офисных дел, для какой-то работы с графикой и для просмотра кино, в том числе и при прямом подключении к плееру — второй HDMI-вход позволяет это сделать без какого-либо ущерба для сохранения всех вариантов подключения к компьютеру.